Сейчас на слуху вчерашняя трагедия в Санкт-Петербурге. Я говорю об обрушении здания СКК, попавшем на видеозапись с дрона Фонтанки. Куча пользователей начали вопить о несоблюдении ТБ рабочим. Но для меня, как для проектировщика, первым же шоком стало совсем другое. Я не конструктор, не инженер, но профессия архитектора обязывает знать некоторые основы строительных конструкций. И наша российская строительная кухня у меня, как у человека добросовсестного вызывает состояние дикого ахтунга иногда. Многие говорят о том, что в нашей стране не дают развиваться малому и среднему бизнесу, ставят палки в колеса при строительстве. Но как ни посмотри – у нас со всех сторон жопа. И будет жопа, пока количество здравомыслящих людей не превысит количество долбоебов и жаждущих прибыли. Этот очерк не о Технике Безопасности, написанной кровью, это размышления о том, где на самом деле зарыта собака.
Начнем сначала. Я опущу запутанную и непонятную постороннему предысторию со статусом СКК. Но приведу пару фактов, подтвержденных выдержками из статьи на Собака.ру:
«В 1990-е мероприятий там становилось все меньше, кольцевое фойе стало постоянно действующей ярмаркой, долги комплекса росли. К 2010 году его кредиторская задолженность достигла 100 млн рублей.»
«Тем временем комплекс перестал соответствовать современным требованиям, а в городе уже были конкуренты: построенный в 2000 году Ледовый, в 2013 открылась «Сибур Арена», еще позже – «Газпром Арена».
Итак, факт первый – комплекс устарел, постарел и, скорее всего, требует перестройки или хотя бы реконструкции.
Я ничего не имею против реконструкции. Да, было бы здорово сохранить изначальный вид сооружения, так долго просуществовавшего в Санкт-Петербурге. Он действительно любим многими, побывавшими там на концертах. Но давайте признаем, пришлось бы либо серьезно пересмотреть его функциональное назначение, либо полностью изменить, чтобы соответствовать современным реалиям.
Итак, идем дальше.
«В мае 2018 года еще тогда губернатор Петербурге Георгий Полтавченко подписал соглашение о реконструкции СКК с президентом хоккейного клуба СКА Геннадием Тимченко. Планировалось, что к Чемпионату мира по хоккею 2023 года на его основе создадут многофункциональную арену, которая сможет принимать 20 тысяч зрителей.
Вскоре после этого, летом 2018 года, были внесены поправки в городской закон «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и приспособления для современного использования». В него добавили пункт, согласно которому инвестор, построивший и передавший городу объект спорта или культуры стоимостью не менее 15 млрд рублей, получает без торгов смежный земельный участок – и может строить на нем все, что желает.»
И здесь начались споры. Потому как были желающие вбухать 15 млрд рублей в спорткомплекс, чтобы заполучить лакомый кусок земли посреди города. Конечно, активисты и градозащитники встрепенулись. Ведь город мог бы лишиться еще одного парка, одного из немногих в наших каменных серых джунглях. Стоит только промолчать, как все решат без нас. ;-/
Довольно актуальным решением в такой ситуации в нашем городе является признание здания объектом культурного наследия, так как на такие объекты накладывается целый ряд ограничений при реконструкции (проектировщик и строитель не имеют права вносить изменения во внешний облик здания, например). Но:
«КГИОП признал интерес исторических сведений об СКК. Однако вопрос о включении комплекса в реестр перенесли до 2020 года, так как по существующему законодательству в список могут войти только те объекты, с момента возникновения которых прошло не менее сорока лет (именно столько могло бы исполниться СКК в этом году). Специалисты пытались ускорить этот процесс, но комитет ссылался на закон и исключение делать не хотел.»
Итак, активисты отфутболены в 2020 год – подавать заявление повторно. Тем временем, заказчик (кстати, я так пока и не нашла информации, кто же эта таинственная личность/компания, хочется записать их свою тайную черную тетрадочку) уже осенью 2019 начинает подготовительные работы! Забор, вынос оборудования, мебели и всякой «мелочевки». Проект реконструкции, кстати, СКА представил. Ладно, пусть их. Но вот тут начинается мое возмущение.
Для того, чтобы начать производить строительные работы, в нашей стране, необходимо выполнить комплект проектной документации и согласовать его в органах экспертизы, которые проводят проверку правильности решений, оценку всех необходимых работ и выносят свое заключение. Для выполнения проектной документации необходимо пройти довольно трудоемкий и длительный процесс сбора исходно-разрешительной документации и исходных данных. Так вот. В нашей стране, чаще всего, никто никого не ждет! Все стремятся выполнить строительные работы поскорее. Не все такие наглые. Чаще всего заказчики ждут хоть каких-то решений (планировок, общих принципиальных решений, инженерных исследований). Значимость проектировщиков принижается. Отсюда, кстати, и выплывает, имхо, наш низкий статус и низкая квалификация многих проектировщиков.
Вернемся к СКК. На осень 2019-го мы имеем – концепцию реконструкции (все-таки это не полноценный объект, а, обычно, наброски планировок в общем и целом + картинки внешнего вида) и начало строительных работ! Без проекта! Даже еще без заключения обследования! Ясное дело, что крыша проржавела и надо менять, но кто об этом думает? Да, наймем четырех богатырей, резаком срежем. За 50 килорублей каждому. Немного, согласитесь? Взорвать было бы дороже. Но мы не взрываем, мы же хотим «последовательно разобрать» силами нескольких двуногих, мы же делаем реконструкцию. Пофиг, что это будет полная перестройка на старом месте. Вот, кстати, картинка проекта:
http://www.sobaka.ru/images/image/01/25/36/62/_normal.jpg
Неплохо, как по мне. Но мы ведь не об этом, да?
Разбираемся дальше. Мы уже поняли, что ребятки решили не дожидаться и поскорее начать работы. Все так работать хотят! Прямо сил нет, руки чешутся!
«28 января были представлены результаты экспертизы крыши здания: ее рекомендовали снести, так как она пострадала из-за коррозии.»
Окей, Геореконструкция, мы тебе верим. Надо снести, так надо. Что дальше должен бы сделать разумный человек? Выполнить проект демонтажа и проект производства работ. Но, судя по тому что « Уже через три дня, 31 января крышу начали демонтировать» ни о каком проекте речи даже не шло!
Не очень догадливый читатель, наверное, скажет – да что там проектировать! Болгаркой срезал и все! И где-нибудь у себя на даче вы бы могли без проблем разобрать старый сарай, но речь идет об огромной металлической конструкции, натянутой мембранной кровле, подвешенной на стены кольцом, конструкции с огромной нагрузкой, приведенной конструкторами в состояние равновесия. Тут взаимосвязано все! Попробуйте заменить сразу все ванты на вантовом мосту одновременно. Что произойдет? Нет, мост не останется висеть в воздухе дожидаясь, пока вы заново его подвесите. Тут то же самое! Стены, удерживающие кровлю, спроектированы так, чтобы компенсировать натяжение мембраны крыши. Для разбора кровли должны были быть возведены дублирующие связи, которые сохранили бы все нагрузки, когда существующую кровлю разберут, а после построят новую. Но заказчик торопит. Какой проект, когда мы хотим в июне сдаться? *черный сарказм*
Итог?
«Всего рухнуло почти 80% стен, примерная площадь разрушения составила 25-28 тысяч квадратных метров. Во время обрушения погиб человек – он оказался на кровле вне люльки, которую держал подъемный кран. При срезе очередного троса крышу потянуло вниз, вместе с ней рухнула и стена. Сварщик не успел добежать до люльки и упал.
К 17:20 спасатели нашли под завалами тело погибшего рабочего — 29-летнего жителя Петрозаводска Матвея Кучерова.»
А все кричат про ТБ. Ребята. Матвея, как и других рабочих, там на кровле вообще быть не должно было! Строители эти чаще всего люди подневольные. Не захочешь ты выходить работать без проекта - другой захочет. И за гораздо меньшие деньги.
В свое работе я очень часто сталкивалась с таким отношением к проектировщикам. Иногда это пренебрежение может вылиться в безобидные косяки, иногда даже в смешные, но львиная доля таких косяков очень часто рискуют стать причиной смерти многих.
Жадность лишает разума или жадность уже удел неразумных – не знаю, но наша строительная система, наше политическое, государственное и социальное устройство, наше самосознание просто необходимо менять. И те, кто понимает проблему, не должны идти на поводу, они должны тянуть остальных.
"Руководитель рабочей группы, изучавший СКК по поручению полпреда, директор компании «Ленспецстрой» Дмитрий Астафьев заявил, что такое обрушение крыши мог предсказать любой специалист, учившийся в институте на инженерно-строительных специальностях: «Как крышка люка на дороге, если её нагрузка не равнонаправленна, нажимаешь на неё ногой и проваливаешься. Тут произошло то же самое. Как только обрезали крепление, мембраны стали опираться не на контур, а на оставшуюся часть мембраны и всё стало съезжать. У тех еще спецов, кто это рассчитывал, купленные дипломы. Если не купленные, то можно заподозрить в умысле».
И никто там либо в принципе ничего не рассчитывал, либо действительно умышленно не соборался рассчитывать.
#СКК #СанктПетербург #обрушение